Права человека
Первым и последним естественным актом в жизни человека является акт его рождения. Далее каждый его шаг предписан условностями, принятыми его родителями, его обществом, миром в целом. Эти условности обычно имеют три истока: традиции, законы и религии. Что из них первично? Это так же трудно установить, как и найти первопричину в яйце и курице. Фактом остается одно - каждый человек проигрывает свою жизнь, как артист, вернее, как один из толпы дублеров, с отклонениями в роли, не более значительными, чем насморк. Эти отклонения позволяют индивидуализировать жизнь каждого и называть ее судьбой (для "судьбы" есть много определений - завидная, блестящая, трагическая, нет только юмористической, хотя большую часть судеб именно такими и можно назвать).
Итак, жизнь человека - деятельная, сознательная, контролируемая (т.е. общественная) - вся условность. Роль, написанная для него, есть свод его прав на каждый упомянутый шаг. Поскольку, благодаря наличию разума, он над некоторыми шагами задумывается, то нередко от этого делает их с нарушением своих прав. В этом случае общество говорит о преступлении, "переступлении через права" и тут же ищет наказание за него. И если младенца, опрокинувшего горшок, наказывают шлепком, не заглядывая в кодексы, то вору и убийце отмеривают за каждый шаг, боясь ошибиться, вычитывая пункты и подпункты бесчисленных комментарий статей.
Моральные кодексы традиций и религий - это попытки предписать одинаковое поведение для всех членов общества. Конституции и законы судебные - попытки наказать за отклонения от предписанного поведения. Первые пишут список условных прав, вторые - список безусловных наказаний. Человек чаще всего не знает, что в этих списках написано; как ни смешно, он живет "по понятиям". Рождаясь, человек появляется с полным набором прав. Но - и с полным набором возможностей их нарушать.
Представляется, что можно разработать такой кодекс (вернее, составить из давно созданных), неумолимый, как паспорт, на всю жизнь для человека, состоящий из прав, при нарушении которых человек их теряет совсем или на время. Как говорится, примерным поведением можно вернуть себе утерянные права. При потере основных прав человек становится "бесправным", т.е. вне прав, вне закона, а стало быть и вне общества. Такого придется изолировать, с совсем или не очень ограниченным общением с правовым миром. И вот тут, если исходить из формулы "Человек имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью!", и кто-то нарушает совсем или частично это право другого человека, то настолько же он должен потерять и свое право. Т.е., если кто-то кого-то убил, то и сам должен уйти из мира сего. Конечно, учитывая все обстоятельства. Впрочем, это и сейчас почти так.
Законные меры, назначаемые судом, не могут быть ни наказанием, ни средством воспитания - первое глупо, второе - бесполезно. При большевиках применялся термин: "Меры социальной защиты". Смертный приговор назывался "высшей мерой социальной защиты". Не знаем, кто первый изобрел этот термин - римляне, французы или большевики, но он очень точен и обозначает меру защиты общества от данного злодея. Если преступник вор, то, выйдя на свободу, он опять будет воровать, поэтому его лучше не выпускать. Хотя и само содержание его в тюрьме, да еще пожизненно - тоже наносит урон обществу. Что с ним делать, непонятно. Насильник же или убийца вообще исчерпал лимит прав своими преступлениями, сам потерял право на жизнь, к нему справедливо применение "высшей меры". Гуманность присуща только людям. Ее следует защищать от особей, не имеющих гена гуманности, как от диких животных, потенциально носящих вирус бешенства и прописать это в законе.
Дата публикации: , ©bizformat.ru