Что такое комиссия по трудовым спорам?

Собственники фирм часто не знают законов о труде, игнорируют их нормы ради получения высокой прибыли, незаконно увольняют своих служащих, не делают перечисления денег в социальные фонды и на накопительные счета своих служащих, не заинтересованы в решении проблем охраны труда.

В Трудовом кодексе (ТК) РФ (гл.60) даются определения трудового спора как неурегулированных разногласий между работником и работодателем по всем вопросам, которые могут возникнуть в процессе работы (ч.1, ст.381 ТК).

По КЗОТу 1971 г. трудовые споры решались администрацией и профкомом. В ТК такой нормы нет, а для решения конфликтов вводятся комиссии по трудовым спорам (КТС) Кроме того, такие споры могут решать и суды. В царской России все те же функции выполняли примирительные камеры, которые были только согласительными.

И руководитель и представительный орган работников в соответствии со ст.384 ТК получают в письменном виде предложение создать КТС. Они должны в течение 10 дней прислать в комиссию своих представителей. В работе комиссии могут принять участие человек, представляющий работника, судебный пристав и пр. В первую очередь должна быть выявлена сущность разногласий, выяснены все детали дела, подан иск, дело подготовлено к рассмотрению.

В комиссию могут быть выдвинуты лица, не работающие вместе с работником (это внёс глава сената В.И.Миронов) и работники стоящего выше профсоюзного органа. В составе комиссии должно быть одинаковое количество обеих конфликтующих сторон. На заседании должны быть в наличии не меньше половины членов КТС и выход из конфликта находится путём подсчёта голосов. При выводе членов из состава КТС учитывается мнение профсоюза. Делегаты заявленные в КТС, имеют равные правами с остальными членами, но, если их членство не утверждено, они отчисляются. ТК не определяет конкретного числа членов КТС. После своего сформирования, КТС выбирает из числа членов председателя, заместителя и секретаря. Заместитель должен представлять противоположную сторону.

КТС может решать споры нескольких организаций, если это малые предприятия. Но если конфликт возник с работодателем - не бывшим индивидуальным предпринимателем - он разрешается в суде (ст.308). Также в суде разрешаются конфликты с работниками религиозных организаций госслужащие решают свои споры не в КТС, а в комиссии госоргана по служебным спорам (ФЗ о гражданской службе 2004 г.). В нём слову "труд" соответствует определение "государственная гражданская служба", "работник" - "госслужащий", "работодатель" - "наниматель", а "индивидуальный трудовой спор" - "индивидуальный служебный спор".

Решение на создание комиссии принимает представитель нанимателя. Жалобы судей и прокуроров решаются только в судебном порядке, а органы подобные КТС не создаются. Редакция ТК, вышедшая 30.06.06 г. (№ 90-ФЗ) даёт возможность начать процедуру формирования КТС без участия общего собрания (конференции) работников и вводит 10-дневный период для направления представителей сторон.

Срок полномочий комиссии определяет в своём приказе работодатель о создании КТС. Он же находит помещение для заседаний, канцелярские принадлежности и оргтехнику. КТС решает только споры о труде. Стороны должны подчиниться тому решению, которое будет принято.

Если уволившемуся работнику неверно начислили зарплату или сделали расчёт, он, даже если уже работает в другой организации, имеет право обратиться в КТС своей бывшей работы.

Работник в случае положительного решения его вопроса может отказаться от своих прежний претензий, если в КТС уже составлен протокол разногласий. КТС рассматривает следующие споры:

  1. О признании недействующими условий, включённых в трудовой договор;
  2. О зарплате;
  3. О времени работы и времени отдыха;
  4. О том, насколько правомерно изменение условий договора;
  5. О премиях, доплатах за совмещение, увеличение зоны обслуживания или же повышении объёма выполняемых работ, об оплате за сверхурочные работы и так далее;
  6. О надбавках за проработанные годы;
  7. О том, насколько законно дисциплинарное взыскание;
  8. О правах на очередной и добавочный отпуск и их оплате;
  9. О введении неполного рабочего дня и другие споры о рабочем и нерабочем времени;
  10. О лицах, бесправно отстранённых от работы (или исполнения должности);
  11. О незаконном лишении льгот и преимуществ, гарантированных законом и др.

КТС не может решать вопросы, находящиеся в ведении руководства фирмы:

  • об изменении норм труда, норм обслуживания, окладов, штатов;
  • о начислении стажа для получения льгот и преимуществ, когда порядок его рассмотрения вне компетенции КТС;
  • о назначении тарифных разрядов.

Уже при заключении трудового договора должны быть указаны все способы разрешения споров. Определённую роль имеют социальные программы (развития, проф.подготовки, охраны здоровья, условия труда, обеспечение пенсией и страхование из средств предприятия).

Дата публикации: , ©bizformat.ru

Поделиться: